Люди в большом замешательстве, от Бермудских до Багамских и Оркнейских островов, на западном побережье Ирландии – море выбрасывает потрепанную обувь. Откуда взялось такое количество обуви и что говорят ученые по этому поводу?
В октябре 2018 года на индонезийском острове Флорес уборщик пляжей Ги Рибейро начал замечать на берегу обувь. Сначала она появлялась изредка, и можно было подумать, что это просто отдельные потерянный мусор. Но обувь появлялась регулярно, и Рибейро заподозрил в этом что-то неладное. Тем более, что потери Nike были на разных пляжах. Они были одних и тех же марок, иногда одной и той же модели. На язычке некоторых кроссовок был ярлык с одной и той же датой производства. Обувь была покрыта водорослями и ракушками, но внешне выглядела абсолютно новой.
Так в течение нескольких месяцев Рибейро нашел на пляже около 60 кроссовок Nike и еще несколько десятков обуви других марок. А уборщик Лиам Макнамар из Ирландии нашел на пляже больше ста кроссовок. Затем британка Трейси Уильямс нашла спортивную обувь, выброшенную морем на побережье. Кроме Азорских островов и юго-востока Англии, таинственную обувь находили на Бермудах, Багамах, во Франции, Ирландии, на Оркнейских и Бретанских островах. И тогда стало не просто интересно, начались расследования. Считается, что вся эта обувь была выброшена или потеряна одним кораблем.
Ранней весной прошлого года судно Maersk Shanghai, 324-метровый контейнеровоз вместимостью в 10 тысяч контейнеров, шел вдоль восточного побережья США из Норфолка, штат Вирджиния, до города Чарльстон в Южной Каролине. Недалеко от берегов Южной Каролины, судно попало в шторм, из-за качки и сильного ветра за борт упало несколько контейнеров с грузом. Пресса тогда написала, что пропавшие контейнеры искали с самолетов – девять нашли на поверхности, а еще семь утонуло.
Точно сказать, что вся найденная обувь когда-то была грузом Maersk Shanghai, невозможно. Nike предпочли не комментировать ситуацию с контейнерами. Два других производителя обуви, Triangle и Great Wolf Lodge, подтвердили, что сделанная ими обувь, найденная на пляжах, действительно с того самого корабля.
Насколько это опасно с точки зрения экологии?
Любой затерянный предмет оказывает вредное воздействие на фауну моря. Процесс разложения обуви на микроскопические кусочки пластика занимает несколько лет, за это время это окажет сильнейшее воздействие на морскую флору и фауну. По оценке Всемирного совета судоходства, каждый год по миру перевозят около 218 миллионов грузовых контейнеров. Чуть больше тысячи из них падают за борт. Однако один океанограф, помогавший фирме Nike собирать упавшую в океан обувь, считает, что реальная цифра может быть намного выше.